Разъяснение ключевых положений законодательства в области охраны окружающей среды
Экологическое законодательство Российской Федерации.
Одной из причин ухудшения экологической обстановки в России является недостаточная эффективность правовых механизмов регулирования. Современный правовой инструментарий характеризуется фрагментарностью и косвенным воздействием, что в сочетании с частыми реорганизациями природоохранных органов не способствует улучшению состояния окружающей среды. В ближайшем будущем ожидаемый рост промышленного производства может усугубить экологическую ситуацию по двум ключевым причинам: высокой ресурсоёмкости используемых технологий и традиционно экстенсивном подходе к хозяйственной деятельности.
Отдельные меры по совершенствованию правового регулирования — такие как усиление уголовной ответственности за экологические нарушения, развитие законодательства об административных правонарушениях, внедрение систем экологического страхования и лицензирования — вряд ли дадут устойчивый результат, если они остаются обособленными. Однако их эффективность значительно возрастёт, если каждая из них станет логичной и согласованной частью единой системы, ориентированной на достижение главной цели — обеспечения благоприятного качества окружающей среды.
Любое правовое положение, направленное на защиту экологии — будь то норма Уголовного кодекса РФ, документы по экологическому аудиту, планированию или нормированию, — должно быть не просто полезным само по себе или актуальным в конкретной ситуации, но и органично вписанным в общую систему управления качеством окружающей среды, являясь её функциональной составляющей.
Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности.
Основные принципы государственной политики в сфере охраны окружающей среды закреплены в Федеральном законе № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года. Данный закон направлен на гармоничное сочетание социально-экономического развития и сохранения экологического баланса, обеспечивает защиту биологического разнообразия, рациональное использование природных ресурсов, а также учитывает интересы как современных, так и будущих поколений. Кроме того, он призван укрепить правопорядок в области охраны окружающей среды и гарантировать экологическую безопасность.
Этот закон регулирует общественные отношения, возникающие в процессе хозяйственной и иной деятельности, если она оказывает воздействие на природную среду. Его положения распространяются на территорию Российской Федерации, включая континентальный шельф и исключительную экономическую зону страны.
Являясь базовым нормативным актом в сфере экологического права, Закон «Об охране окружающей среды» служит основой для формирования всей системы природоохранного законодательства России.
Отношения, связанные с защитой окружающей среды, обеспечением экологической безопасности и рациональным использованием природных ресурсов, регулируются рядом других действующих законов, которые можно условно объединить в четыре группы.
Общие законопроекты:
- Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ.
- Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 № 174-ФЗ (с изменениями от 15.04.98).
- Федеральный закон «О гидрометеорологической службе» от 09.07.98 № 113-ФЗ.
- Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001 № 134-ФЗ.
Блок законопроектов по экологической безопасности:
- Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 № 52-ФЗ.
- Федеральный закон «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94 №б8-ФЗ.
- Федеральный закон «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» от 05.06.96 № 86-ФЗ с изменениями от 12.07.2000 № 96-ФЗ.
- Федеральный закон «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» от 25.11.94 № 49-ФЗ.
- Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19.07.97 № 109-ФЗ.
- Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.97 № 117-ФЗ (с изменениями от 30.12.01).
- Федеральный закон «Об отходах производства и потреблениях от 24.06.98 № 89-ФЗ (с изменениями от 29.12.2000 № 169-ФЗ).
Блок законопроектов по радиационной безопасности населения:
- Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 21.11.95 № 170-ФЗ (с изменениями от 28.03.02 № 33-ФЗ).
- Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 09.01.96 № 3-ФЗ.
- Федеральный закон «О финансировании особо радиационно- опасных и ядерно-опасных производств и объектов» от 03.04.96 № 29-ФЗ.
- Федеральный закон «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории» от 10.07.01 № 92-ФЗ.
Блок законопроектов по природным ресурсам:
- Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.09.99 № 96-ФЗ.
- Федеральный закон «Водный кодекс Российской Федерации» от 16.11.95 № 167-ФЗ.
- Федеральный закон «О штате за пользование водными объектами» от 06.09.98 № 71 -ФЗ (с изменениями от 07.08.01 № 111-ФЗ).
- Федеральный закон «Об охране озера Байкал» от 01.05.99 № 94-ФЗ (с изменениями от 30.12.2000).
- Федеральный закон «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.01 № 136-ФЗ.
- Федеральный закон «Об индексации ставок земельного налога» от 14.12.01 № 163-ФЗ.
- Федеральный закон «О разграничении государственной собственности на землю» от 17.07.01 № 101-ФЗ.
- Федеральный закон «О мелиорации земель» от 10.01.96 № 4-ФЗ.
- Федеральный закон «О недрах» от 03.03.95 № 27-ФЗ (с изменениями от 08.08.01).
- Федеральный закон «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции» от 21.07.97 № 112-ФЗ.
- Федеральный закон «Лесной кодекс Российской Федерации» от 29.01.97 № 22-ФЗ.
- Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.12.95 № 26-ФЗ.
- Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.95 № 169-ФЗ.
- Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.95 № 52-ФЗ.
- Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31.07.98 № 155-ФЗ.
- Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.95 № 187-ФЗ (в ред. от 08.08.01).
- Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 07.05.01 № 49-ФЗ.
Законодательство Российской Федерации в области экологической информации:
Система правовой охраны окружающей среды в России включает четыре основные категории юридических мер:
- правовое регулирование отношений, связанных с использованием, сохранением и восстановлением природных ресурсов;
- подготовку кадров, финансирование и материально-техническое обеспечение мероприятий по защите окружающей среды;
- государственный и общественный контроль за соблюдением экологических требований;
- привлечение к юридической ответственности лиц, допустивших нарушение природоохранных норм.
Согласно действующему экологическому законодательству, объектом правовой охраны признаётся природная среда как объективная реальность, существующая независимо от человека и служащая основой его жизнедеятельности, источником ресурсов и условием обитания.
Источниками экологического права являются нормативно-правовые акты, содержащие юридические нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы. К таким актам относятся федеральные законы, указы Президента, постановления и распоряжения Правительства, а также нормативные документы министерств и ведомств. Важное значение имеют и региональные законы, принимаемые субъектами Российской Федерации. Кроме того, значительную роль играют международные договоры и соглашения, положения которых становятся частью национального законодательства и применяются при регулировании внутригосударственных экологических отношений в соответствии с принципом приоритета международного права.
Система экологического законодательства, руководствующаяся идеями основополагающих конституционных актов, включает две подсистемы:
- природоохранное
- природоресурсное законодательство.
В природоохранное законодательство входят Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другие законодательные акты комплексного правового регулирования.
В подсистему природоресурсного законодательства входят: Земельный кодекс РФ(ФЗ № 136 от 25.10.2001 г.), Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах», Лесной кодекс РФ (ФЗ № 200 от 04.12.2006 г.), Водный кодекс РФ( ФЗ № 74 от 03.06.2006 г.), Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», а также другие законодательные и нормативные акты.
Основные принципы государственной экологической политики и направления укрепления правопорядка в сфере охраны окружающей среды зафиксированы в Конституции Российской Федерации. В ней впервые на законодательном уровне определены такие понятия, как природопользование, защита окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, что стало важным шагом в развитии отечественного экологического права.
Особое место среди конституционных норм занимает часть 1 статьи 9, согласно которой земля и прочие природные ресурсы в России рассматриваются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях, и должны использоваться и охраняться соответственно этой функции.
Конституция содержит две ключевые положения: одно из них — статья 42 — закрепляет право каждого человека на здоровую окружающую среду, доступ к достоверной информации об её состоянии, а также право на возмещение ущерба, причинённого жизни или имуществу вследствие экологического правонарушения. Второе положение содержится во второй части статьи 9 и провозглашает право граждан и организаций на частную собственность на землю и другие природные ресурсы. Первая из этих норм связана с биологическими аспектами человеческого существования, вторая — с материальными основами его жизнедеятельности.
Также Конституция регулирует отношения между центральной властью и субъектами Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды. Согласно статье 72, вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также вопросы природопользования, защиты окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.
Российская Федерция принимает федеральные законы, обязательные на всей территории страны. При этом субъекты РФ имеют право разрабатывать собственные нормативные акты по вопросам экологии. Главное условие — региональные законы не должны противоречить федеральным. Эти положения Конституции конкретизируются и развиваются в других источниках экологического права.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» устанавливает правовые основы государственной политики в сфере экологической защиты. Его задача — обеспечить синтез социально-экономического развития и сохранения природной среды, поддержание биологического разнообразия и рациональное использование природных ресурсов с целью удовлетворения потребностей как ныне живущих, так и будущих поколений. Кроме того, он направлен на укрепление законности в области охраны окружающей среды и реализацию мер по обеспечению экологической безопасности.
В законе закреплены ключевые аспекты регулирования в данной сфере:
- основные принципы управления в области охраны окружающей среды;
- права и обязанности граждан, а также общественных и иных некоммерческих организаций в вопросах экологической защиты;
- экономические меры регулирования в сфере охраны природы;
- нормативное регулирование в области воздействия на окружающую среду;
- порядок проведения оценки экологического воздействия и экологической экспертизы;
- обязательные требования к хозяйственной деятельности в части минимизации негативного влияния на природную среду;
- особенности регулирования в зонах экологического неблагополучия и территориях чрезвычайных ситуаций;
- организация государственного мониторинга состояния окружающей среды (включая экологический мониторинг);
- система государственного и иного контроля за соблюдением экологических требований;
- вопросы проведения научных исследований в области охраны окружающей среды;
- развитие экологического просвещения и формирование экологической культуры;
- участие России в международном сотрудничестве по вопросам охраны окружающей среды.
Охрана здоровья человека и обеспечение его благополучия выступают главной целью природоохранной деятельности. Поэтому в законодательных актах, регулирующих защиту здоровья граждан, особое место занимают экологические нормы. Одним из важных источников экологического права является Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Он устанавливает правовые основы обеспечения санитарной безопасности и регулирует отношения, связанные с охраной здоровья людей от негативного влияния факторов внешней среды — как производственной, так и бытовой или природной.
Нормы этого закона, касающиеся воздействия на окружающую среду, одновременно выполняют функцию источников экологического права. Например, статья 18 содержит положения о правилах захоронения, обезвреживания и утилизации промышленных и бытовых отходов, что имеет значение как для охраны здоровья, так и для защиты природной среды.
Ещё одним нормативным актом, содержащим экологические положения, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В частности, статья 18 этого документа провозглашает право каждого гражданина на охрану здоровья, подчёркивая, что это право реализуется, в том числе через защиту окружающей среды.
Правовые нормы, направленные на охрану природы и рациональное использование природных ресурсов, содержатся и в других природоресурсных законах: Лесном кодексе РФ, Водном кодексе РФ, Федеральном законе «О животном мире» и ряде других.
Президент Российской Федерации вправе принимать указы и распоряжения по широкому кругу вопросов экологического характера. Примером может служить Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 года № 238 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития».
Правительство РФ, руководствуясь Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента, разрабатывает и утверждает постановления и распоряжения, обеспечивающие реализацию государственной политики в сфере экологии. Постановления Правительства являются нормативными правовыми актами. Согласно статье 114 Конституции РФ, исполнительная власть отвечает за проведение единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.
Важное значение имеют также различные технические и отраслевые нормативы — санитарные, строительные, технологические и экономические. К ним относятся допустимые уровни загрязнения окружающей среды — радиационный фон, уровень шума, вибрации и другие параметры. Хотя эти нормативы формально не считаются источниками права, они служат основой для его применения и контроля. Ведомственные нормативные документы могут быть отменены Правительством, если окажутся противоречащими федеральному законодательству. Кроме того, такие акты вступают в силу только после официальной регистрации в Министерстве юстиции и публикации в издании «Российские вести».
Согласно Конституции РФ, субъекты Российской Федерации также наделены правом принимать собственные законы и иные нормативные правовые акты по вопросам, входящим в их компетенцию.
Так, Федеральный закон от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей» (часть 1 статьи 7) гарантирует потребителю право на безопасность товаров для его жизни и здоровья. Он также предоставляет полномочия органам власти приостанавливать реализацию продукции, если она создаёт угрозу здоровью населения или экологической обстановке. Нормы местного самоуправления и налогового законодательства предусматривают льготы для организаций, применяющих малоотходные технологии, снижающих объёмы вредных выбросов и использующих экологически чистые производства.
Информация о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.
Органы местного самоуправления выступают важными участниками природоохранной деятельности. Согласно статье 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды», они участвуют в реализации мер по защите и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, а также в предотвращении и минимизации негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Экологическая обстановка на территории муниципального образования «Коношское» в целом характеризуется как удовлетворительная. В районе отсутствуют предприятия с высоким уровнем токсичности, показатели загрязнения воды, почвы и воздуха находятся в пределах допустимых норм.
Основными источниками воздействия на окружающую среду являются автотранспорт, твёрдые коммунальные отходы (ТКО), а также отходы, образующиеся в результате деятельности сельскохозяйственных организаций.
Сбор и вывоз ТКО на территории муниципального образования осуществляет региональный оператор – ООО «ЭкоИнтегратор».
Автомобильный транспорт остаётся одним из ключевых источников загрязнения. Его выбросы оказывают влияние на качество воздуха в жилых районах и могут приводить к загрязнению земель сельскохозяйственного назначения вблизи автомобильных дорог.
Администрацией поселения регулярно проводятся мероприятия по санитарной уборке населённых пунктов — весной и осенью. Также осуществляется информационно-разъяснительная работа среди населения по вопросам обращения с твёрдыми коммунальными отходами: разъясняются запреты на их сжигание и несанкционированное размещение, рассказывается о возможном вреде для экологии.
Жители имеют право участвовать в экологической деятельности: оказывать поддержку органам местного самоуправления в решении экологических задач; направлять обращения, предложения и жалобы по вопросам охраны окружающей среды и получать на них своевременные ответы; а также запрашивать у органов власти полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды в месте своего проживания и мерах её защиты (часть 2 статьи 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
На территории сельского поселения отсутствуют потенциально опасные объекты: нет химически, радиационно или биологически опасных производств, гидродинамических сооружений, магистральных газопроводов, нефтепроводов и продуктопроводов, горных выработок (шахт, рудников, пещер), а также лавино-и селеопасных участков.
Лесные ресурсы. Использование лесов.
Согласно положениям Лесного кодекса Российской Федерации, значительная часть лесных массивов муниципального образования «Коношское» (за исключением лесов, находящихся на землях населённых пунктов) относится к лесному фонду РФ и находится в федеральной собственности.
Земли лесного фонда в пределах поселения находятся в ведении одного лесничества — Коношского. Административный центр лесничества расположен в посёлке городского типа Коноша, примерно в 3 километрах от железнодорожной станции Коноша Северной железной дороги.
По данным Лесохозяйственного регламента, общая площадь лесничества составляет 796 816 гектаров. Земли лесничества занимают 94,2% территории Коношского района. Лесные массивы расположены в бассейнах трёх крупных рек Европейского Севера — Северной Двины, Онеги и Сухоны, образуя единый лесной массив, внутри которого размещены участки сельскохозяйственных и других организаций.
Климатические условия региона благоприятны для роста древесных и кустарниковых пород.
Лесопокрытые территории составляют 91,4% от общей площади лесничества. Уровень лесистости всего района приближается к 86%.
На его территории выделяются как лесные (92,4%), так и нелесные угодья. К лесным относятся: покрытые лесом участки, несомкнувшиеся лесные культуры, плантации и питомники, естественные редины, а также незанятые лесом участки, предназначенные для восстановления древостоя (погибшие насаждения, вырубки, прогалины, пустыри). К нелесным землям относятся пашни, сенокосы, пастбища, водные объекты, дороги, просеки, усадьбы, а также малопродуктивные земли (болота, песчаные участки, овраги), которые без проведения серьёзных мелиоративных работ не могут быть переведены в лесные угодья.
В условиях конкретного лесничества основными породами, формирующими древостой, являются: ель (40,3%), сосна (18,3%), берёза (36,4%), осина (5%). Встречаются также лиственница (0,002%), кедр сибирский (0,004%), ольха чёрная и серая, древовидная ива, образующие чистые и смешанные насаждения средней продуктивности. Преобладают средневозрастные насаждения (40,4%), доля приспевающих составляет 8,4%, спелых и перестойных — 28,7%. Болотные экосистемы занимают 6,9% территории лесничества.
Леса лесничества классифицируются по целевому назначению, включая защитные и эксплуатационные категории.
Эксплуатационные леса занимают около 82% всей площади лесничества, защитные — около 18%. Защитные леса представлены следующими категориями:
- леса водоохранных зон;
- зелёные зоны;
- защитные полосы вдоль железных дорог общего пользования, федеральных автомобильных дорог и дорог субъектов РФ;
- нерестилищные защитные полосы.
Согласно Лесохозяйственному регламенту, на территории лесничества допускается множество видов использования лесов, в том числе:
- заготовка древесины;
- сбор живицы;
- заготовка недревесных лесных ресурсов;
- сбор пищевых продуктов и лекарственных растений;
- организация охотничьего хозяйства и проведение охоты;
- ведение сельского хозяйства;
- проведение научных исследований и образовательных программ;
- развитие рекреационных направлений;
- создание и эксплуатация лесных плантаций;
- выращивание ягодных, декоративных и лекарственных растений;
- выполнение геологических изысканий и разработка месторождений;
- строительство и эксплуатация водохранилищ и гидротехнических сооружений;
- возведение и обслуживание линий электропередачи, связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;
- переработка древесины и иных лесных ресурсов;
- осуществление религиозной деятельности;
- прочие виды использования.
Основным видом разрешённого использования лесов является заготовка древесины.
Расчётная лесосека всех категорий, согласно нормам, составляет 1 330 тысяч кубических метров древесины в год. Хвойные породы составляют около 27% объёма рубок.
Основной объём заготовки приходится на зимний период, когда лесосырьё становится более доступным.
Потребителями древесины на территории муниципального образования являются лесопильные цеха, расположенные в посёлке Мелентьевский и деревнях Осташевская и Куфтыревская. Они перерабатывают часть заготавливаемой древесины. Основные сортименты — пиловочник, строительный лес, балансовая древесина. В последние годы наблюдается рост доли лиственных пород в структуре заготовок.
Работы по лесовосстановлению проводятся на вырубках, гарях, рединах, прогалинах и других участках, временно не занятых лесом, но пригодных для восстановления лесного покрова.
Гидрогеологические условия.
Территория Коношского района относится к Северодвинскому артезианскому бассейну. Подземные воды различного состава и происхождения встречаются во всех типах четвертичных отложений, а также в породах дочетвертичного возраста.
В гидрогеологическом разрезе выделяется несколько водоносных горизонтов с пресными подземными водами.
К первой группе можно отнести так называемые «верховодки» — временные маломощные скопления воды, приуроченные к болотистым и озёрным отложениям, а также к песчаным линзам на поверхности ледниковых образований. Эти воды способствуют заболачиванию местности и частично используются населением через колодцы. Однако из-за низкой производительности и высокой вероятности загрязнения поверхностными стоками они не подходят для организации централизованного водоснабжения.
Грунтовые воды представлены в тонкозернистых аллювиальных песках пойменных зон рек. Несмотря на их наличие, данный горизонт также не используется для систем водоснабжения из-за небольших дебитов и риска загрязнения.
Водоносный горизонт, связанный с водноледниковыми отложениями, характеризуется наличием мелкозернистого песка с примесью гравия и гальки. Воды могут быть как безнапорными, так и напорными. Дебит скважин достигает 3 литра в секунду, удельный дебит — до 0,42 л/сек. Минерализация составляет около 0,5 г/л. Химический состав — гидрокарбонатный, кальциево-магниевый, с умеренной жёсткостью. Из-за возможного загрязнения с поверхности такие воды не рекомендуются для централизованного использования.
Ещё один значимый водоносный горизонт связан с известняками верхнеказанского яруса. Он повсеместно встречается на глубинах 70–100 метров, мощность водосодержащих слоёв — 20–30 метров, напор — от 30 до 70 метров. Водообильность горизонта варьируется, но в целом достаточно высока: удельные дебиты составляют от 0,18 до 8 л/сек, средние значения — 1–2 л/сек, максимальные — до 18 л/сек. Воды пресные, с минерализацией 0,5–0,6 г/л, гидрокарбонатного кальциево-магниевого состава, умеренно жёсткие. По основным параметрам они соответствуют требованиям ГОСТа 2874–82* на питьевую воду, за исключением повышенной мутности (5–10 мг/л) и содержания железа (2,75–3,35 мг/л). Этот горизонт широко используется для водоснабжения населения.
Гидрографическая сеть муниципального образования «Коношское» представлена реками Травница, Горишница, Вель, Коноша, Кубена и множеством озёр. Питание смешанное — за счёт весеннего снеготаяния, летних дождей и притоков. Реки не являются судоходными.
Уровень воды в реках напрямую зависит от характера питания. Максимальные уровни наблюдаются весной. На участках с низкими берегами происходит свободное разливание воды на пойменные территории, что смягчает рост уровня. Подъём весной, как правило, стремительный — в течение 4–6 дней, тогда как спад происходит медленно и растянуто.
Летом уровень воды снижается, реки мелеют, некоторые мелкие притоки пересыхают. Осенние дожди вызывают небольшие и кратковременные подъёмы уровня, однако более длительные и значительные изменения происходят осенью, когда усиливается влияние атлантических циклонов, уменьшается испарение и возрастает количество осадков. Зимой уровень воды подо льдом постепенно понижается и достигает минимума к концу зимнего сезона, когда грунтовое питание практически прекращается.
Гидросеть муниципального образования может стать основой для развития экологического и водного (спортивного) туризма.
Подземные воды региона служат источником хозяйственно-питьевого водоснабжения. При применении современных технологий очистки они могут использоваться и в перспективе — при развитии новых строительных проектов в рамках программы развития сельского поселения.
Почвы.
На территории муниципального образования «Коношское» преобладают лёгкосуглинистые и супесчаные почвы, относящиеся к средне- и сильно подзолистым разновидностям. Они отличаются низким уровнем плодородия, повышенной кислотностью и малым содержанием питательных веществ. В отдельных местах встречаются болотные почвы, а в поймах рек развиты аллювиальные типы.
Иллювиально-железистые и гумусово-железистые контактно-осветлённые подзолы широко распространены в районах моренных равнин северной тайги, включая ландшафты с покрытым и перекрытым карстом. Эти почвы формируются на двучленных моренных отложениях и приурочены к хорошо дренированным участкам — вершинам холмов, увалам и склонам средней крутизны, преимущественно под еловыми лесами с чернично-зеленомошным напочвенным покровом. В мезопонижениях, на пологих водораздельных поверхностях, часто встречаются торфяно(исто)-подзолисто-глеевые почвы, также контактно-осветлённые. Они занимают большие площади, за исключением территорий с активным карстовым процессом.
При избыточном и неустойчивом увлажнении, а также при интенсивном горизонтальном перемещении соединений железы внутри почв образуются торфяно-подзолисто-глеевые оруденелые почвы.
Под луговой растительностью развиваются дерновые типичные и дерновые иллювиально-глинистые почвы.
Если залегание известняков и доломитов происходит близко к поверхности, а слой суглинка составляет менее 10–15 см, формируются рендзины типичные с выраженным темным гумусовым горизонтом. При непосредственном развитии почвы на сильно карбонатных породах (таких как известняк или доломит) возникают рендзины перегнойные, характеризующиеся темным перегнойным горизонтом с мажущейся консистенцией.
Ландшафты открытого карста отличаются большим разнообразием почв, их контрастностью и мозаичностью. На участках выходов гипса встречаются уникальные почвы с плохо разложившейся подстилкой и минеральными горизонтами, состоящими практически полностью из гипса. Их называют «сульфорендзинами». Согласно классификации почв России, они могут быть отнесены к гипсо-петроземам или литоземам сухоторфяным либо грубогумусовым, в зависимости от мощности органогенных слоёв. Эти почвы значительно отличаются по составу и свойствам от рендзин, образующихся на известняках и доломитах, хотя внешне они похожи. В некоторых пониженных формах рельефа между останцами формируются так называемые почвы «гипсового дождя», возникающие из постоянно осыпающегося гипсового щебня, который постепенно зарастает мхами.
Рельеф и процессы карстования играют важную роль в распределении гидротермических условий и литологического состава почвообразующих пород, что влияет на функциональные особенности почв. Наблюдается значительное различие в температурном режиме почв в разных местообитаниях моренных и карстовых ландшафтов. В условиях карста можно встретить как наиболее прогретые почвы — на межворончатых останцах, так и очень холодные — внутри карстовых воронок, где температура летом может быть ниже, чем в южной тундре. Многие участки карстовых ландшафтов, такие как днища воронок и пещеры, остаются холодными весь вегетационный период, что снижает интенсивность биологических процессов. Именно здесь формируются торфяные и глеевые почвы на делювиальных отложениях.
Почвы выступают основным аккумулятором токсичных веществ, поступающих в окружающую среду с промышленными и бытовыми отходами, выбросами автотранспорта и предприятий, а также со сбросами сточных вод. Основными источниками загрязнения почвенного покрова являются предприятия промышленности и сельского хозяйства.
Земельный фонд муниципального образования и категории земель.
В соответствии с российским законодательством, земельные ресурсы по назначению подразделяются на следующие категории:
- земли, используемые в сельскохозяйственных целях;
- территории населённых пунктов;
- участки, предназначенные для промышленности, энергетики, транспорта, связи и иных объектов специального назначения;
- земли, входящие в состав особо охраняемых природных территорий и объектов;
- лесной фонд;
- водный фонд;
- земли, находящиеся в резерве.
После утверждения Генерального плана муниципального образования в соответствии с требованиями градостроительного законодательства разрабатываются документы по территориальному зонированию. Они определяют виды разрешённого использования земель и устанавливают соответствующие градостроительные регламенты.
Общая площадь территории муниципального образования «Коношское» составляет 112000 гектаров.
Биологические ресурсы.
Территория муниципального образования «Коношское» обладает значительным потенциалом биологических ресурсов. Оно расположено в таёжной зоне, большая часть которой покрыта лесами, относящимися к землям лесного фонда. В регионе хорошо развита гидрографическая сеть, а отдельные участки местности являются заболоченными. Подавляющее большинство природных биоресурсов связано с лесными и водными экосистемами различных типов.
Запасы дикорастущих растений на территории района ранее не подвергались оценке и в настоящее время практически не используются.
Животный мир отличается разнообразием видов. Наибольшее промысловое значение имеют такие животные, как лось, кабан, бурый медведь, белка, заяц-беляк, горностай, куница, лисица, рысь, бобр, выдра, ондатра, норка, а также птицы — глухарь, тетерев, рябчик, белая куропатка, гуси и утки. Вместе с тем, лесные участки на территории муниципального образования не сдаются в аренду для ведения охотхозяйственной деятельности.
Рыбные ресурсы данной территории нельзя назвать богатыми, что связано с отсутствием крупных рек и озёр. Промышленное рыболовство на водных объектах МО «Коношское» не осуществляется.